Центр города Зеленограда – архитектурная энциклопедия модернизма

Ознакомительная публикация об истории архитектуры города Зеленограда как одного из реализованных символов спутниковой системы строительства мегаполиса. Наша статья основана на цитатах авторов проекта города Зеленограда, изданных в журнале «Архитектура СССР», выпуск №10 от 1969 г. и в издании «Зеленоград — город архитектора Игоря Покровского» (автор-составитель Ф.А. Новиков 2019 г.).

8 апреля 2020

Архитекторы, создававшие проект Зеленограда, поставили перед собой интересную и непростую задачу: построить самодостаточный производственный город, комфортный для жизни и работы людей, сохранив при этом природу этих мест. И.Е. Рожин, первый главный архитектор Зеленограда, решил возводить типовые четырех-пятиэтажные дома с максимальным сохранением лесного массив вокруг каждого района.


Но вскоре после начала строительства проект претерпел изменение - Зеленоград было решено сделать городом микроэлектроники. В итоге потребовалось увеличение количества жилья, необходимой инфраструктуры, что привело к появлению многоэтажек, увеличению застраиваемых площадей. Однако застройка старого города все равно существует в гармонии с природой.

Игорь Евгеньевич Рожин, первый главный архитектор:

«Если говорить о нашем генеральном плане строительства города, то он был реализован, так как было задумано. В его основе заложены задачи: максимально сохранить природу, сочетая при этом преимущества природного окружения и городского комфорта, вписать город в окружающую среду…».

По генеральному плану и плану этажности застройки города, И.Е. Рожин планировал возводить 4-5-этажные жилые дома, а также и 2-х этажные дома с персональными участками при них, так как считал, что высота природного лесного массива должна превышать жилое здание. Получалось, что идея таун-хаус поселков с развитой инфраструктурой, опережала время почти на 40 лет.

 

В 1998 году Игорь Евгеньевич вспоминал:

«Именно после завершения его строительства (спорткомплекса «Лужники») мне предложили быть главным архитектором нового проектируемого города под Москвой. Я сначала отказывался, так как это не моя юдоль, мне больше приходилось строить общественные и промышленные объекты, а здесь – целый город. Но потом уговорили, предложив сначала ознакомиться с местностью. Место мне понравилось. Захотелось среди зелёного леса построить белый город».

В 1964 году Игорь Евгеньевич передал дальнейшее проектирование города Игорю Александровичу Покровскому.

Журнал «Архитектура СССР», выпуск №10 от 1969 г., содержит основные проектные задачи строительства нашего города, перечисленные в вводном слове от И. Покровского, главного архитектора Зеленограда, руководителя мастерской №3 Моспроекта-2:

«Среди множества задач, стоящих перед архитектором сегодня, строительство нового города является наисложнейшей. Такой трудной, ответственной, творческой задачей является и строительство Зеленограда, города, расположенного вблизи столицы нашей Родины, в самом центре страны.... Как и любой проект массовой застройки, наш город является ежегодной летописью бурного роста нашей строительной индустрии, типового проектирования. Все его успехи и неудачи отражаются в «годовых» слоях молодого города. Мы сознаем, что главное в решении большой задачи зависит непосредственно от нас. Многое в городе радует нас самих, есть, безусловно, и огорчения».

Проектирование объектов выпускниками-архитекторами 1950-х годов шло очень непростым, творческим путем. Им требовалось найти новые пластические, планировочные и эстетические коды. С учетом достижений народного хозяйства и потребностей человека в комфортном жилище, взор архитекторов вновь обратился к концепциям модернизма. Зеленоград – это уникальный округ Москвы, в административном центре практически одномоментно стали возводиться строения в стиле модернизм, так как одно-два десятилетия для истории архитектуры довольно стремительный срок. Да, жилые строения возводились по уже отработанным и утвержденным проектам, но все здания Зеленограда, предназначенные для научной, производственной и культурной жизни человека, проектировались именно для этой цели, а не адаптировались под стремительно меняющиеся потребности человека. Площадь Юности, Центральный проспект, Центральная площадь Зеленограда и здания МИЭТа и научно-исследовательских институтов на противоположном берегу Большого городского пруда – этот маршрут можно пройти за 2 часа, увидев целый калейдоскоп зданий в стиле советский модернизм.

Генеральный план Зеленограда, композиционно ясный и четкий в своей основе, создавал благоприятные предпосылки для организованной городской застройки, позволял при этом выгодно использовать естественные достоинства территорий. Архитекторы города, руководствуясь общими нормативными положениями, закладывали в проект аналогичные принципы микрорайонной организации селитебных территорий, применяемые для возведения новых районов Москвы в 1960-е гг.. Любой новый город закономерно отражает в своем образе основные градостроительные тенденции, характерные для своего времени, но каждый творческий коллектив стремится найти своеобразные и неповторимые композиционные решения для него, придать массовой застройке и ансамблю его центра характерный запоминающийся облик. И это сегодня, быть может, самая сложная творческая задача.

Авторы проекта генерального плана перспективного развития города 1960-е гг.: А. Болдов, В. Кувырдин, Л. Метайкина.

Городской центр определился в генеральном плане как развитая композиционная система площадь: Юности – Центральный проспект – Центральная площадь.

На площади Юности построены кинотеатр на 800 мест, который был положен в основу новой серии типовых проектов кинотеатров, и районный торговый центр. Оба сооружения имеют оригинальный узнаваемый архитектурный облик.

Композиция кинотеатра строится на сочетании двух пересекающихся объёмов – зала и вестибюльной группы. Поток зрителей распределен таким образом, что вход в зал происходит из фойе второго этажа. Конструкция здания – несущие кирпичные стены и сборные железобетонные элементы.

Архитекторы: Ю. Гнедовский, Ю. Дмитриев, Р. Мелкумян. Инженеры: Б. Зархи, М. Тарасенко.

Помещения торгового центра компонуются вокруг внутреннего хозяйственного двора. Универмаг и ресторан обращены в сторону площади. Почта и телеграф, сберкасса, парикмахерская, фотоателье, ателье пошива одежды и аптека выходят на прилегающие проезды. Ресторан, расположенный на верхнем этаже здания, имеет выход на плоскую крышу. На вертикальной шахте лифтов, выходящих на фасад, выполнен монументальный рельеф по эскизу художника Е. Аблина.

Для наклонной чаши-фонтана перед торговым центром найдено решение в виде мозаичного панно по эскизам художников С. Павловского и В. Павловского. (По итогам реконструкции площади Юности в 2017 г. был демонтирован)

Архитекторы: А. Климочкин, Д. Лисичкин, Б. Оськин. Инженеры: Б. Зархи, И. Шипетин, Н. Иванова, А. Серов.

От площади Юности берет свое начало Центральный проспект города – парадная его магистраль, которая выливается в пространство главной городской площади – собственно городского центра. Ритмическое построение высоких зданий с примыкающими постройками магазинов и организаций бытового обслуживания, с одной стороны проспекта, и тенистая аллея с другой – это гармоничное сочетание удобства пребывания в городе и стремления сохранить природу.

Центральная площадь. Центр города располагается на южном берегу искусственного водоема, образованного запрудой реки Сходни. В композиции центра использовано естественное падение рельефа участка к югу и принято террасное построение. Этот прием позволил создать множество видовых точек для обозначения ансамбля центра, получить выразительные ракурсы для восприятия его элементов.

На естественном склоне, спускающимся к воде, создаются три террасы. Верхняя – господствующая высота во всем пространстве центра. Она представляет как бы развитие бульвара Центрального проспекта, создавая зеленую паузу между жилой застройкой, ограниченной пятисотметровым девятиэтажным жилым домом со свободным проходом под ним, и основными объемами центра города.

Совмещение отметок эксплуатируемой кровли и верхней террасы позволило продлить уровень плато, получить видовые точки на окружающую природу, водоем, создать условия для обзора комплекса зданий и главной городской площади, а также организовать пешеходные и транспортные потоки в разных уровнях. Основные здания центра расположены на главной городской площади, образующей среднюю террасу. Площадь соединяется эстакадами с жилыми микрорайонами, расположенными с восточной и западной стороны, и непосредственно примыкает к городскому парку (реализована была лишь одна).

На средней террасе можно выделить две зоны. Они не равноценны как с композиционной, так и функциональной точек зрения. Западная зона, примыкающая к Центральному проспекту, образована административным зданием, гостиницей (ныне – бизнес-центр) и домом связи (сейчас – торговый центр «Савелки»). Здесь должен был находиться памятник В.И. Ленину и трибуны для проведения демонстраций.

Иной характер имеет восточная часть площади, примыкающая к Московскому проспекту. Здесь расположены городской торговый центр и Дворец культуры. В непосредственной связи с городским центром находятся спортивные сооружения, расположенные в партерном парке.

Нижняя терраса включает в себя парковую зону с примыкающим к ней прудом.

Архитекторы: И. Покровский, Ю. Дмитриев, А. Климочкин, В. Курочкин, Д. Лисичкин, Ю. Матясов, Б. Оськин, Ю. Свердловский, Л. Сулим. Инженеры: Б. Зархи, Ю. Ионов, Л. Рюккерт.

Здание администрации запроектировано четырехэтажным квадратным в плане объемом, поднятым над уровнем городской площади. Внутренний двор трактован в качестве открытого вестибюля, доступного с трех сторон. Уходящие вверх уступами этажи помогают зрительно расширить пространство двора, обогащают внутреннюю композицию здания, внося разнообразие в планы этажей и дифференциацию их функциональной значимости. Перепад рельефа с западной стороны используется для устройства цокольного этажа, в котором размещается столовая.

Конструкция здания: каркас железобетонный, стены кирпичные.

Архитекторы: А. Климочкин, А. Скачков. Инженеры: А. Борисов, Б. Зархи, А. Шевченко.

27-этажное здание бизнес - центра изначально задумывалось как гостиничный комплекс и является вертикальной доминантой в ансамбле комплексе Центральной площади. Здание первым этажом связано с одноэтажным корпусом общественного центра, который также включает торговый центр и дом связи. (Дом связи реализован не был, на его месте сейчас ТЦ «Савелки»).

Конструктивная схема, выраженная в двухконсольном каркасе и торцевых стенах жесткости, выразительно определяет тектонический рисунок здания.

Архитекторы: Ю. Матясов, В. Курочкин. Инженеры: Б. Антонов, Н. Булкин, Б. Зархи, И. Полянов.

Здание Дворца культуры.

Выбор планировочной сетки здания на основе равностороннего треугольника обусловлен направлением основных городских магистралей и подходов к центру. Это позволяет создать развитую объемную композицию, отвечающую положению Дворца культуры в комплексе объектов центра города. Внутреннее пространство решено как единое целое. Архитектурное решение дворца оригинально, в первую очередь, из-за необычной планировки внутренней лестницы. Положенный в основу конфигурации здания равносторонний треугольник особенно ярко выражен в оформлении сложного ячеистого потолка, состоящего из треугольных сот со стороной 9 метров. Основной вход – с промежуточной отметки площади – ведет в объединенный вестибюль, зимний сад-кафе и основной клубный этаж. Этажом выше находятся фойе залов и клубные помещения. На уровне парка расположены танцевальный зал, бильярдная и другие помещения для отдыха. Кроме деталей интерьеров дворца треугольник также нашёл отражение в планировке аллей в Парке 40-летия Победы, заложенном в 1985 году.

Архитекторы: Д. Лисичкин, Л. Маковская. Инженеры: Б. Зархи, Н. Иванова, И. Шипетин.

Жилой дом «Флейта» был единственным в городе жилым зданием, построенным по индивидуальному проекту в 1960-е годы. Для того периода довольно смелое решение – проектирование некоторых квартир с двухэтажной планировкой. Конструкция массива здания положена на анфиладу легких «ног», что и по сей день оставляет футуристичное впечатление от вида данного здания.

Архитекторы: Ф. Новиков, И. Покровский, Г. Саевич, Н. Мовчан. Конструктор: Ю. Ионов. Инженеры: В. Коновалова, И. Давыдов, А. Дворкович, М. Кац.

В 2020 г. в помещениях первого нежилого этажа Дома «Флейта» проводятся работы по приспособлению данных площадей под нужды Музея Зеленограда.